ЧТО МОЖЕТ НАУКА О МОЗГЕ ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЮ?

«Что может наука о мозге дать образованию?» вот тот вопрос, на который пытаются дать ответ ученые нейрофизиологи.

С помощью современных методов, в том числе МРТ головного мозга, проводятся исследования мозга, отслеживаются пути прохождения информации в коре головного мозга, изучаются процессы познания и развития интеллекта. Как происходит освоение навыка чтения через зоны мозга, отвечающие за зрение, слух, понимание. Другими словами изучается, как мозг учится читать…

Понимание этих процессов помогает педагогам создавать мощные программы обучения, помогающие создавать сильные и более эффективные нервные пути в коре головного мозга ребенка с нарушениями процессов речи и чтения. А так же разрабатывать развивающие программы, в том числе программы быстрого чтения и скорочтения, программы развития памяти и внимания, оптимального восприятия, запоминания и воспроизведения информации и детям, и взрослым, на большой скорости чтения. Изучается, как программы скорочтения и быстрочтения влияют на развитие мозга.

ПРИНЦИП РАБОТЫ МОЗГА ПРИ ПРОЧТЕНИИ ОДНОГО СЛОВА
Для того, что бы научить ребёнка читать, необходимо понимать, как функционирует мозг.
Если знать, что происходит в процессе обучения с точки зрения работы мозга, если понимать тонкости и нюансы процесса прохождения информации, тогда есть все шансы сделать процесс обучения более эффективным.

Сигнал заходит в зрительную зону сзади мозга, в зону распознания букв – “зона коры головного мозга с буквами”, потом еще в систему произношения звуков – говорения, и далее в систему понимания значений слов.

Схема работы мозга при чтении

ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ

Процесс чтения состоит из:

  1. Выделения, узнавания букв (дешифрация буквенных символов), соединения их в слоги, а слоги в слово.
  2. Подключения к системам, отвечающим за произношение и понимания значения слова, т.е. связывания с теми областями мозга, которые отвечают за звуки речи и понимание.

Эти области мозга от рождения предназначены для восприятия речи и говорения. В восприятии речи у младенцев задействованы те же самые зоны мозга, что и при чтении.
Следовательно, чтение – это не что-то принципиально новое для головного мозга, чтение – это установление определенных связей между уже существующими зонами мозга, это связь визуальных символов и речи.

Поэтому, к тому моменту, когда ребенок приходит учиться чтению, он уже имеет развитую систему распознавания изображений и развитую систему распознавания звуков, слогов и слов.
Все, что осталось – это создать связь, между системой визуального восприятия и речи. Связи между различными участками коры головного мозга, позволяющими ему (мозгу) переводить видимое в слышимое и понимаемое.

КАК МОЗГ УЧИТСЯ ЧИТАТЬ

Сначала в мозгу ребенка устанавливается прочная корреспонденция (связь) между символами букв и их звучанием.

Эта связка: буквенный символ – звук – главная для научения чтению. Это самый быстрый способ обучения чтению и пониманию.

Три компонента чтения – буква, звук, значение.

Как только эта связь буквы-звуки-значение (см. рис) установилась, начинается период «самостоятельного чтения». Дети “дешифруют” слова, распознают их на слух (произносят вслух или мысленно проговаривают, при чтении про себя) и добираются до их значения.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЧТЕНИИ ЦЕЛЫМ СЛОВОМ

Второй вопрос, на который найден ответ благодаря новым исследованиям, – вопрос о том, какой метод обучения чтению (на начальном этапе обучения!) предпочтителен – фонетический или метод целых слов (здесь речь идет о методике чтения целым словом американского врача Глена Домана). Ответ – фонетический. Взрослым кажется, что при чтении они охватывают слово целиком, однако это иллюзия, вызванная автоматизацией навыка. Овладение техникой скорочтения позволяет ещё больше увеличить скорость чтения. Но если посмотреть на процессы, происходящие в нашем мозге, можно увидеть, что мозг до сих пор пользуется системой распознавания каждой буквы в отдельности.

Мозг человека всегда воспринимает написанное слово “побуквенно”. Чтение задействует визуальную систему для распознавания букв и соединения букв со звуками. Самое главное в процессе обучения чтению – это установление связи “буква-звук”. Это же и самый эффективный способ обучения чтению и пониманию написанного текста.

В технике скорочтения, с помощью специальных упражнений полностью или почти полностью убирается проговаривание. Это дает возможность развиться второму, прямому пути от визуального канала к пониманию значения слов. Т.е. минуя область языка, информация сразу попадает в область распознавания слов. При этом скорость чтения сразу увеличивается в 3 и более раз. А скорочтение, как средство обработки информации, напрямую связано с развитием интеллекта. Увеличение скорости чтения, как процесса восприятия информации, помогает мозгу перестроиться и работать в более мощном режиме. Это как фитнес тренировка, только для мозга.

КАКИЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

  • Взрослый мозг не читает слова целиком. Он продолжает оперировать буквами. Просто процесс распознавания букв в слове происходит тотчас же (или можно сказать, происходит одновременно, параллельно).
  • У детей процесс чтения протекает медленнее. Мозг ребенка последовательно распознает букву за буквой.
  • Обучение чтению целым словом занимает больше времени.
  • Цельнословное чтение – это миф.

Среднее время чтения у младших школьников. График

Миллисекунда (обозначение: «мс») – единица измерения времени, которая равна 1/1000 секунды или 1000 микросекунд.

На схеме – 1 класс:

1 секунда- 2,5 буквы,

6 (1 слово):2,5=2,4 сек

V чтения=60:2,4=25 слов/мин.

Механизм работы мозга при чтении

НЕЙРОНАУКА, БЕЗУСЛОВНО, МОЖЕТ ПОМОЧЬ ОБРАЗОВАНИЮ.

Сейчас мы много знаем о чтении с точки зрения работы мозга. И мы действительно можем помочь нашим детям справиться.

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Какие моменты следует учитывать при создании обучающих чтению программ? Ответ: лучшая форма – игра. Важна последовательность стадий: от буквы – к целому слову и значению. Чем лучше сфокусирован ребенок, тем эффективнее обучение, поэтому нельзя перегружать визуальное восприятие. Это касается как компьютерных программ, так и текстовых учебников. Учебники, изобилующие картинками, менее эффективны. Когда на страничке много объектов, это создает проблемы, особенно у детей с расстройствами внимания.

Велика роль родителей: чем больше с ребенком говорят, чем больше ему читают – тем лучше.
Сейчас много разных курсов, так называемого раннего развития. А есть ли критический возраст, до которого научение чтению травмирует мозг? Есть дети, которые учатся читать сами в 4-5 лет, и, насколько известно, это не травматично для них. Это нормально для них, именно для них. Современный научный ответ на вопрос “когда не рано?” – “мы не знаем”. Кому-то и в 4 года нормально, а кому-то нет… Личное мнение автора этой статьи – детям надо играть и фантазировать, а чтение может подождать до 6-7 лет.

О ВАЖНОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ РЕБЁНКА

Очень важно соблюдать режим дня ребёнка. Отдых, ночной сон – играют огромную роль в процессе и познания, и запоминания. Исследования доказывают, что возможность спать дольше (высыпаться) способствует лучшей обучаемости ребенка. Необходимо также ложиться спать раньше. «Раннее» пробуждение (в 6-7 часов утра), хронический недосып – гробит нервную систему ребёнка. Признаки хронической усталости имеют место быть даже у школьников начальных классов! Это крайне негативно сказывается на процессе учения. Способности к обучению и запоминанию напрямую зависят от способности к концентрации внимания. Быстрое чтение и скорочтение с высоким уровнем запоминания невозможно без умения концентрировать своё внимание. Не нужно детей также перенапрягать различными кружками и студиями. Ребёнок может посещать много всего, но нигде толком не работать, что тоже неправильно.